Меню

5 позиционный переключатель не работает

Как работает 5-позиционный переключатель Fender Stratocaster

Экскурс в историю и подробная схема и принцип работы звукоснимателей и регуляторов.

Выбравшие Fender Stratocaster начинающие гитаристы часто путаются из-за пятипозиционного переключателя звукоснимателей и не понимают, на каком именно датчике они сейчас играют. Из этого материала вы узнаете, как работает 5-позиционный переключатель на гитарах Fender, какие потенциометры работают в разных положениях свитча и почему Лео Фендер противился комбинированию датчиков при игре.

Пятипозиционный переключатель — одна из отличительных особенностей, без которой сегодня невозможно представить Fender Stratocaster. Регулятор позволяет переключаться между тремя звукоснимателями и их комбинациями, значительно повышая гибкость Стратокастера. Какую бы музыку не исполнял гитарист, одно из положений свитча точно выдаст подходящий звук.

Начинающие гитаристы и те, кто впервые использует Fender Stratocaster или родственные ему инструменты, часто не понимают, как работает пятипозиционный переключатель на этих гитарах. Вместо привычных двух датчиков и их совместного использования, Страт предлагает работу с тремя датчиками и их комбинациями, расширяя звуковые возможности гитариста.

Немного истории

Современные Fender Stratocaster оснащаются пятипозиционными регуляторами прямиком с завода, однако так было не всегда. Свитч с пятью положениями появился на электрогитарах Лео Фендера только спустя 23 года после появления первого Fender Stratocaster.

Первые электрогитары Лео Фендера оснащались трёхпозиционным переключателем, позволявшем выбрать один из трёх звукоснимателей. Гитарный мастер знал о возможности комбинирования двух датчиков между собой, но был против такой функциональности.

С 1954 по 1977 годы Fender устанавливала на Stratocaster трёхпозиционный переключатель: гитаристы могли переключаться между бриджевым, средним и нековым звукоснимателем. Об использовании сразу двух звукоснимателей речи не шло. По словам Ричарда Смита, автора книги «Fender: The Sound Heard ’Round The World», идея такого подхода исходила от самого Лео Фендера, который ценил чистое звучание каждого звукоснимателя по отдельности.

Несмотря на ограничение в три положения, гитаристы быстро обнаружили несовершенство конструкции, открывавшее доступ к новым звуковым возможностям. Переключатель можно было поместить в промежуточные позиции, зафиксировав его между нижним и средним или среднем и верхним положением.

Находящийся в таком «подвешенном» состоянии свитч не деактивировал все датчики, а, наоборот, включал сразу два звукоснимателя. Гитаристы также обнаружили, что комбинации бриджевого и среднего, равно как и среднего и некового звукоснимателей давали более богатый и самобытный звук.

Fender Stratocaster 1958 года с 3-позиционным переключателем

Как отмечает автор книги «The Stratocaster Chronicles: Celebrating 50 Years Of The Fender Strat» Том Уилер, несмотря на мнение Лео Фендера, гитаристы мыслили совершенно иначе.

«Музыканты обнаружили, что фиксация переключателя в промежуточном положении открывает доступ к дополнительным характерам звука, которые описывались такими словами как „тонкий“, „деликатный“, „сигналящий“, „крякающий“, „полый“ и даже „фанковый“», — пишет Уилер.

Мысль развивает уже упомянутый Ричард Смит: «Ревущие „нозальные“ тембры буквально переопределяли звучание электрогитары. Звук инструмента в промежуточном положении напоминал приглушённую трубу или тромбон с эдаким треском линий электропередач».

Читайте также:  Как настроить uber такси

По какой-то причине гитаристы стали называть промежуточные положения «игрой в противофазе», что не совсем корректно. Если два звукоснимателя объединить между собой так, чтобы производимые ими сигналы находились в противофазе, то звучание гитары станет заметно слабее и тоньше.

Так как при работе двух датчиков сигнал становится богаче и интереснее, звукосниматели остаются в фазе по отношению друг к другу. Более того, разные звукосниматели по-разному реагируют на колебания струны, подавляя и усиливая определённые частоты в сигнале. Уилер отмечает, что Фендер называл звук в промежуточных положениях «хаосом обертонов» и не желал, чтобы гитаристы играли в таком режиме.

Fender Stratocaster 1964 года с 3-позиционным переключателем

Как бы не противился Лео Фендер, промежуточный режим работы открылся музыкантам довольно быстро. В 1955 году, спустя год после выхода Fender Stratocaster на рынок, гитарист оркестра Лоуренса Велка Бадди Меррилл одним из первых обнаружил недостаток переключателя и стал использовать промежуточные положения для обогащения звука на постоянной основе.

Следом за этим промежуточный режим стали использовать Дик Дейл, Бадди Гай и Отис Раш. В начале 1970-х комбинацию датчиков применяли Айк Тёрнер, Рори Галлахер, Эрик Клэптон (см. треки «Bell Bottom Blues» и «Lay Down Sally»), Роберт Крэй, Нильс Лофгрен и Марк Нопфлер. Последний вообще был огромным фанатом комбинации среднего и бриджевого звукоснимателей: Нопфлер играл в таком режиме практически постоянно и записал с десяток треков, играя на двух датчиках одновременно, — знаменитая «Sultans Of Swing» яркий тому пример.

Лео Фендер с самого начала знал о недостатке трёхпозиционного переключателя, и был в курсе, насколько популярная игра в промежуточных положениях.

Fender признала возможность игры в таких режимах только в 1968 году, спустя 14 лет после выхода Fender Stratocaster. В каталоге Fender 1968 года появилась специальная сноска, сообщающая о возможности установить свитч посередине: «Вы можете выбрать любое из трёх положений переключателя или даже установить его между нормальными положениями».

Наконец, в 1977 году, спустя 23 года после выпуска первого Стратокастера, компания решила отказаться от трёхпозиционного свитча, заменив его на привычный 5-позиционный переключатель.

Как работает 5-позиционный переключатель

Пятипозиционный переключатель представляет собой небольшую ручку, размещённую по диагонали в нижней части пикгарда (недалеко от верхних струн инструмента). Его расположение максимально удобно — переключатель находится недалеко от струн, до него легко достать рукой, которой вы бьёте по струнам. Положение выбрано таким образом, чтобы минимизировать случайные переключения в пылу игры.

У ручки пять положений. В зависимости от места, в которое переведён свитч, меняется комбинация используемых звукоснимателей.

Читайте также:  Как отремонтировать прожженный диван тканевый

Чтобы понять, как работает 5-позиционный переключатель, пронумеруем положения свитча цифрами от 1 до 5. Предположим, что:

  • Цифра «1» обозначает самое нижнее положение переключателя (ближе к регулятору тона, находящемуся посередине)
  • Цифра «3» — среднее положение (свитч находится ровно посередине)
  • Цифра «5» — самое верхнее положение (ближе к струнам).
  • Цифры «2» и «4» обозначают промежуточные положения между единицей, тройкой и пятёркой.

Схема работы пятипозиционного переключателя на гитарах Fender

При таком обозначении становится понятно, как работает 5-позиционный переключатель (см. схему для наглядности):

Для схемы H-S-H

  • Позиция 1: только хамбакер около бриджа
  • Позиция 2: хамбакер около бриджа и сингл в центре
  • Позиция 3: только сингл в центре
  • Позиция 4: сингл в центре и хамбакер в неке
  • Позиция 5: только хамбакер в нековой позиции

Для схемы H-S-S

  • Позиция 1: только хамбакер около бриджа
  • Позиция 2: хамбакер около бриджа и сингл в центре
  • Позиция 3: только сингл в центре
  • Позиция 4: сингл в центре и сингл в неке
  • Позиция 5: только сингл в нековой позиции

ВНИМАНИЕ!

При использовании пятипозиционного переключателя невозможен сценарий, когда работают все три звукоснимателя сразу.

В итоге

В зависимости от комбинации установленных датчиков (H-S-H, H-S-S или даже редкого варианта H-H-H), пятипозиционный регулятор всегда работает одинаково:

  • Самое верхнее положение, при котором свитч смотрит прямо на струны, активирует нековый датчик, установленный ближе к грифу.
  • Строгое среднее положение включает средний датчик.
  • Самое нижнее положение, в котором свитч «смотрит в пол» включает в работу только бриджевый датчик, установленный около струнодержателя (бриджа).

Все остальные положения комбинируют датчики между собой. Какая бы комбинация звукоснимателей не была установлена на Стратокастере или Супер Страте, принцип работы остается неизменным.

Несмотря на это, как подсказывают нам пользователи в комментариях, на современных Супер Стратах во втором и четвёртом положении система может включать отсечку катушек. В таком случае в схемах H-S-H и H-S-S может работать один сингл в центре и одна катушка хамбакера.

Источник

Пятипозиционный переключатель- джойстик

Здравствуйте. Обзор микропереключателя на пять позиций. Заинтересовал меня переключатель с точки зрения управления самодельными портативными колонками. Вместо пяти кнопок устанавливаешь одну, соответственно сверлишь одно отверстие — это же насколько облегчается процесс сборки.. А вот удобен это переключатель? Проверим. Для иллюстрации работы сабжа, были собраны портативные колонки из пищевых контейнеров.

Номинально: 50мА. 12В постоянного тока
Сопротивление изоляции: 100 МОм мин 100 В постоянного тока
Диэлектрическая прочность: 250 В переменного тока на 1 мин
Контактное сопротивление: 100 МОм макс
Диапазон рабочих температур: от-30 °C до + 85 °C
Срок службы: 200000 циклов мин
Размер: 10*10*9 мм

Переключатель имеет квадратную форму со стороной 10 мм. Верх металлический, низ — пластик. Нажатие на клавишу ( стик) происходит с кликом, в стороны в меру тугое, достаточное чтобы не было случайных включений. Нажатие вниз происходит легче, чем в стороны, тем самым исключаются случайные включения в стороны. На стике имеется круговая выемка для фиксации рукоятки, вот где бы ее найти.

Читайте также:  Не работают репозитории debian

Имеется 6 SMD выводов. Шаг 2,5 мм и 3,5 мм.. Распиновка.


Теперь перейду к поделкам и тестированию сабжа.
Корпусом для колонки послужил пищевой контейнер. Контейнер не из дешевых ( Tupperware), но свой срок отслужил- треснула крышка. Что понравилось в нем, у контейнера чаша сделана из толстого прочного пластика, что немаловажно для колонки.

А вот крышка сделана из податливого материала, типа полиэтилена. Поэтому отверстие под динамик вырезаю обычным ножом.

Динамик прикрепил мебельными саморезами, других не оказалось.

Еще какие детали использовались для сборки колонки.

mp3 декодер

Зарядный модуль для лития


Литиевый элемент питания.
Громкоговоритель 4 Ом, 2-5 ватт
Выключатель питания.
Винты и гайки М2

Так как контейнер легко открывается и закрывается, решил облегчить себе задачу и не стал делать отверстия под слоты карты памяти и разъем зарядки, эти отверстия выпиливать не легко, кроме того нужно как то фиксировать платки. Этим самым сборка колонки упростилась до минимума.
Переключатель приклеил к текстолитовой полоске, а ее уже можно привинтить к корпусу.


В корпусе для этого делаются необходимые отверстия, а с противоположной стороны выпиливается прямоугольное отверстие для выключателя питания.
Припаял все проводки, осталось внедрить эти внутренности в контейнер.

Привинтил выключатель питания, переключатель, закрепил аккумулятор термоклеем, остальные платки остались висеть на проводах

Захлопнул крышку- колонка готова. Но нет. Саморезы торчат некрасиво. Да и внешний вид динамика совсем не для эстетического наслаждения. Нужен гриль, чтобы скрыть все это безобразие.

Пошел в посудную лавку и купил ситечко.
.
Вот теперь другое дело.

Этот переключатель — джойстик оказался довольно удобным. Оказалось очень комфортно переключать треки вперед или назад, не отрывая палец от кнопки, изменять громкость, останавливать запись. И все это можно делать вслепую. Почему такие переключатели не устанавливают на мп 3 плееры? Непонятно.

Так выглядит выключатель питания.

Повесил на кухне, будет помогать картошку чистить.

Сделал еще одну колонку из пластиковой банки с закручивающейся крышкой. Этот динамик более качественно воспроизводит музыку. Здесь задача облегчилась тем, что имелось готовое обрамление динамика снятое со сломанной китайской колонки. Идеально подошло по цвету.

К этой приклеил магнит.

Звук на видео несколько искажен по сравнению с реальным

Во всех случаях джойстик работает четко по направлениям, включения хорошо ощущаются тактильно по клику. Не хватает рукоятки на стик для большего удобства, но таких, отдельно продающихся, я не нашел в инетах.

Источник

Adblock
detector