Как правильно настроить гармонь

Как настроить гармонь самому?

  • Сообщений: 52
  • Спасибо получено: 3

Всем привет! Прошу строг не судить, но я решился написать новую тему. В последнее время меня мучает вопрос настройки гармони. У меня есть старинная гармонь чайка, которая досталась в плохом состоянии в выломанными голосами. Планки я заменил, но играет она отвратительно. Плюс была ржавчина на голосах, ее кое как почистил.
Решил проверить, по тюнеру правую сторону и оказывается настройка там не в ноль, а совсем другая. Каждая кнопка имеет разные отклонения. То в плюс, то в минус. Читал, что настройку производят в квинту и кварту, по схеме, но не понял как это?

Прошу не забрасывать меня тапками и писать мол типа лучше отдай мастеру и т.п. Мне очень хочется разобраться в этом вопросе. Если вам не жалко поделиться своими знаниями, то я с удовольствием приму к сведению.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Юрий 50
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 519
  • Спасибо получено: 119

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Николай
  • Автор темы —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 52
  • Спасибо получено: 3

Здравствуйте, Юрий! Много раз уже читал эту тему. Да, там очень много написано полезной информации, которой не найти на просторах интернета. Для себя я уже многое узнал из данной темы. Понимаю, что это не легкое дело и многие не хотят браться сами за него. Бояться сделать только хуже! Но это понятно)
На самом деле гармонь же реально настроить самому? или? Читая тему, которую Вы мне посоветовали, было понятно, что многие сейчас уже профессиональные мастера смогли не только научиться настроить гармонь, но и сделать свою собственную.

Читайте также:  Не работаю 5 лет встать биржу

Мне не понятно только одно, неужели никто не может пообщаться со мной по этому вопросу. На сайте очень много людей, которые большие специалисты в этой области и их опыт несомненно выше чем моего. Может каждый из мастеров хранит свой секрет?
Про настройку в унисон слышал многое, но пробовать настраивать не решаюсь. Тем более правая сторона на заводской чайке была настроена точно не в ноль.
Приведу свои догадки на этот счет: по всей видимости гармонь строилась по некоторой разгонки, которую применяли в свое время на фабрике. Например на гармони чайка два там уже совсем другая настройка. Вот только разгадать, как настраивали ее у меня ни как не получается. Например ля первой октавы настроенна в унисон, а другая кнопка уже в минус 25 и так далее по всем кнопкам, то в минусе то в плюсе.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Таблица настройки для гармони

  • Сообщений: 1250
  • Спасибо получено: 451

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ю. Кузьмин
  • —>
  • Не в сети

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Цент (лат. cent — сотня) — безразмерная логарифмическая единица отношения двух частот или музыкального интервала. Две частоты a и b с разницей в один цент относятся как

Таким образом, изменение частоты на 1 цент соответствует её изменению примерно на 0,058 процента. 100 центов составляют один полутон равномерно темперированного строя, 1200 центов равны октаве. Отношение частот, выраженное в центах, вычисляется по формуле:

Понятие цента было введено А. Дж. Эллисом.

Но вникать в это не очень то и нужно, ведь шкала тюнера градуирована в центах.

И хочу обратить внимание, что цифры в этой таблице я расчитал для оптимального розлива аккордеона (по материалам книги Парвенкова).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Ю. Кузьмин
  • —>
  • Не в сети

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Константин Иванин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 251
  • Спасибо получено: 296

Виталий, по ощущениям — то, что мне нужно.
Не могли бы Вы объяснить (я не помню, мы на «Вы» или на «ты»? Мне, вообще-то, удобнее на «ты»), как пользоваться этой таблицей. Дело в том, что я отдал свою чёрную Тулу в настройку мастеру музыкальной школы, а он гармони никогда не настраивал, только баяны, поэтому боюсь, может напартачить. Думаю, придётся вместе с ним набираться компетенции в данном вопросе. Он сказал, что в разлив никогда не настраивал.
Допустим, есть четыре голоса на гармони, есть программа-тюнер, есть мастер, умеющий подгонять язычки под нужную ноту, и есть вот эта таблица. И нота «до» на гармони — на самом деле является нотой «ля», как заявляет тот же тюнер.

Каков алгоритм настройки?

Буду крайне признателен за разъяснения. Жизненно необходимо.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Фомин
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 319
  • Спасибо получено: 60

Когда я начал настраивать гармони, то возникла проблема настройки в розлив. Общие рекомендации, которые прозвучали на форуме, правильные, Но они не очень конкретные. Цитата:

«Поэтому для каждого диапазона /октавы/ выбирается коррекция: для нижних тонов розлив увеличивается, а для высоких — уменьшается. Графическая кривая увеличения/уменьшения розлива может быть разнообразной и определяется при настройке настройщиком.»

Взяв книгу о настройке Парвенкова (есть на форуме) я нашел там таблицы и графики для настройки в розлив аккордеона. Величины розлива приведены были в герцах, а тюнер показывает в центах, поэтому просто пересчитал эти отклонения от частоты ноты из герцов в центы.

Эта таблица и была выложена как ориентир для настройки гармони, хотя у меня есть мастеровая гармонь Мищенко (эта гармонь обсуждалась на форуме) которая настроена с таким же розливом, что и цифры в таблице.

Алгоритм настройки у меня такой: Настраиваю строевой и октавный ряд, потом, например, для ноты ля первой октавы настраиваю из разливного ряда голос в розлив по таблице, розлив примерно 10 центов (октавный при этом закрываю), слушаю. Открываю октавный ряд, слушаю. Если розлив большой, то уменьшаю его, слушаю и т.д.. Если все устраивает, например, понизил розлив от табличных 10 центов до 7 центов (т.е. 70% от табличного значения), то и все остальные голоса розливного ряда настраиваю примерно в 70% от табличного значения ноты. Открываю октавный ряд, слушаю, играю, подправляю. Да и по биениям слышно, если что-то не так настроено.
Очень хорошо разбираются в настройке Николай Воронин, Сергей Акимов.

А если при нажатии кнопки до (клавиши 3, 10, 18) у Вас звучит нота ля по тюнеру, значит, Ваша гармонь в настроена в тональности ля-мажор. Я давно выкладывал на форуме таблицу для разных тональностей гармоней. Если Вам нужна, я могу поискать ссылку.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Оптимальный розлив в настройке язычковых

В настройке современных язычковых музыкальных инструментов широко используется настройка с розливом, т.е. с биениями в звучании отдельных нот инструмента. Розлив создается за счёт небольшой разницы в частоте одновременно звучащих язычков.

Величина розлива (количество биений) и характер его изменения от ноты к ноте в правой клавиатуре (мелодия) влияют на звуковые качества (тембр) инструмента.
Существующая рекомендация, в соответствии с которой величина розлива должна изменяться равномерно по всему диапазону мелодии от 1 Гц в большой октаве до 10 Гц в четвертой октаве не учитывает свойства человеческого уха, которые изменяются неравномерно с изменением частоты звуков.

Характер чувствительности уха зависит от частоты звука, поэтому настройка инструмента без учета этой зависимости не позволяет достичь оптимальных параметров розлива, получить от инструмента наилучшего возможного качества тембра. Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.

Существующий способ равномерной настройки язычков с розливом от 1 до 10 Гц не обладает также конкретностью, поскольку для указанных границ розлива нет фиксированных точек отсчета: с 1 Гц может быть начата любая из 12-ти нот большой октавы и на 10 Гц может закончиться любая из 12-ти нот четвертой октавы. В связи с этим характер розлива инструментов даже для одного производства может существенно отличаться от инструмента к инструменту.

В способе настройки язычков с розливом не учитывается различие в диапазоне звучания разных моделей инструментов, поэтому одноименные язычки в одноименных октавах, но в инструментах с узким диапазоном звучания (например, две октавы) и с широким диапазоном звучания (пять-шесть) октав, имеют разную величину розлива.

Из-за отсутствия единого оптимального закона розлива ансамблевое исполнение, когда одновременно звучат два, три и более различающихся по диапазону и по величине розлива язычковых инструментов, теряет чистоту созвучий и аккордов, становится в определенной степени диссонансным.

В лаборатории музыкальной акустики Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института (НИКТИ) музыкальной промышленности предложено сведущее обоснование оптимального закона розлива.

Человеческое ухо более чувствительно к периодически изменяющимся звукам. Розлив или биения в звуке язычкового инструмента представляет собой периодически изменяющиеся по амплитуде и частоте звуковые колебания. Это видно по результату сложения колебаний, имеющих близкие частоты 1 и 2. Сложное колебание имеет частоту, изменяющуюся во времени около среднего значения от 1 до 2 и периодически меняющуюся амплитуду.

В общем случае человеческое ухо неодинаково воспринимает одну и ту же разницу частот на различных участках звукового диапазона. Основная предпосылка обоснования оптимального розлива заключается в том, что закон изменения числа биений должен учитывать особенность человеческого уха при восприятии минимальных изменений частоты на различных участках музыкального диапазона частот и выбранная частота биений должна быть одинаково субъективно заметна на слух на разных частотах.

Эта предпосылка будет выполнена, если закон розлива установить по дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, т.е. по порогу чувствительности уха к минимальным изменениям частоты, поскольку зависимость изменения чувствительности уха от частоты является нелинейной, постольку и закон изменения розлива по диапазону не может быть прямолинейным.

Согласно современным исследованиям в области частот ниже 500 Гц (примерно ниже «си»1- 493,88 Гц) дифференциальный порог ощущения изменения частоты составляет в среднем 1,5-1,8 Гц, а в области частот выше 500 Гц — дифференциальный порог прямо пропорционален частоте, т.е. отношение разницы частот к основной частоте становится постоянным и равным 0,003.

На рис. I изображена зависимость дифференциального порога ощущения изменения частоты для средних уровней ощущений. По зависимости (рис. I) построена кривая розлива (рис. 2), учитывающая связь числа биений и чувствительности человеческого уха, полученная в соответствии с предложенным способом.

Из графика (рис. 2) следует, что величина розлива, равная в начале большой октавы -«ми» — 1,5 Гц, увеличивается почти линейно до 2,75 Гц к концу первой октавы («си»), т.е. к области максимальной разрешающей способности уха 500 Гц и далее возрастает прямо пропорционально частоте в соответствии с равенством до 13,2 Гц в четвертой октаве («ля»4).

Все промежуточные числовые значения биений могут быть определены по кривой розлива (рис. 2) или непосредственно взяты из приведенной таблицы.

При изучении розлива, встречающегося в аккордеонах различных фирм, было обследовано 27 инструментов. Среди отечественных инструментов исследованы аккордеоны ленинградской фабрики «Красный Партизан», Ганинской гармонной фабрики, калужского производственного объединения «Аккорд», новосибирского объединения электромузыкальной аппаратуры «Сибирь» и Шуйской гармонной фабрики. Инструменты зарубежного производства были представлены фирмами Скандалли, Паоло Сопрани, Вельтмайстер и Роял Стандарт.

По результатам предварительного обследования был установлен диапазон розлива и для субъективной экспертизы были выбраны семь инструментов одного производства (ленинградской фабрики «Красный Партизан») с диапазоном розлива, охватывающего все практически встречающиеся величины розлива. В том числе и близкого к предложенному оптимальному закону розлива.

Каждый инструмент проигрывали по диапазону и измеряли розлив трех нот каждой октавы отдельно на растяжение и сжатие меха. Частоту биений определяли до записи на ленте самописца, регистрирующего уровень интенсивности звука: подсчитывали количество пиков биений на участке записи определенной длины и это число делили на время записи (в секундах). При выборе скорости движения ленты придерживались правила: численное значение скорости движения ленты равнялось или было больше числа биений в секунду.

Относительная погрешность измерений частоты биений не превышала 4%, При всех измерениях в аккордеонах включался только один регистр «виолине», в котором розлив проявляется наиболее ярко и не маскируется октавными язычками.

Значения розлива были выбраны в широком диапазоне биений/с, для нижних язычков — от 1 до 3 биений/с, для верхних язычков — от 4,5 до 15-18. Подготовленные инструменты были оценены семью экспертами-музыкантами и девятью рядовыми слушателями. В общей сложности было проведено четыре экспертизы в лаборатории музыкальной акустики музыкальной промышленности.

Необходимо отметить, что требования к розливу являются различными при сольном и ансамблевом исполнении, а розлив инструментов для легкой эстрадной музыки может отличаться от розлива инструментов, бытующих в народной музыке. При этом немаловажную роль играет индивидуальность вкусов музыкантов.

Данную неопределенность требований можно, снять, если учесть область преимущественного использования инструментов. Аккордеоны в основном предназначены для исполнения эстрадной музыки, поэтому перед экспертами была поставлена задача оценки розлива именно с точки зрения его пригодности для данного вида музыки.

Основной метод субъективной экспертизы — метод парных сравнений. Этот метод в последние десятилетия широко распространился при оценке качества товаров народного потребления, когда невозможно или затруднительно использовать количественные оценки.

Для оценки качества звучания аккордеонов данный метод применен впервые. Принцип метода парных сравнений прост: каждый эксперт в каждом отдельном туре испытаний сопоставляет между собой только два инструмента и отдает предпочтение одному из них. Результаты обрабатываются и вычисляются критерии согласия экспертов, надежности и правдоподобности способа оценки.

После предварительной экспертизы эксперты-музыканты из семи инструментов выбрали четыре. В последующих турах методом парных сравнений были установлены аккордеоны с самым лучшим и с худшим розливом. Обработка оценочных листов показала, что согласие между экспертами-музыкантами весьма высоко — 99,7% и между экспертами слушателями — 97,5%. Эксперты-музыканты оценили аккордеоны следующим подсчетом голосов: №4 — 27, №3 — 26, №1 — 23, №2-8. Таким образом, выбор лучшего и худшего по розливу инструментов (№4 и №2) совпадает у рядовых слушателей с выбором у музыкантов-профессионалов.

На рис. 3 представлены усредненные кривые розлива — четырех экспериментальных аккордеонов и кривая оптимального теоретического розлива.


Сравнение кривых розлива показывает, что кривые для инструментов: №4 и №3 ближе всего подходят к оптимальному розливу, а относительно далеко от него кривые инструментов №1 и №2.

Аккордеон № 4 был выбран лучшим по розливу и его кривая подходит ближе всего к теоретической кривой розлива. Следует отметить, что совершенно точного совпадения нет, учитывая некоторые отклонения в настройке, но разница достаточно мала и достигает всего 0,8 биений/с в сторону занижения в малой октаве и несколько десятых завышения в третьей октаве.

Таким образом, субъективная экспертиза в целом подтверждает высокие свойства аккордеона, настроенного по предложенному теоретическому закону розлива, увязанному со свойствами человеческого уха.

Проведенный теоретический анализ чувствительности человеческого уха к изменению частоты звуков и субъективные экспертизы по оценке влияния розлива на качество звучания аккордеонов позволяют установить, что предложенный в работе розлив, при котором закон изменения частоты биений в розливе соответствует дифференциальному порогу ощущения изменения частоты, обладает более высокими звуковыми качествами по сравнению с известным прямолинейным законом розлива. В соответствии с обоснованным законом розлива число биений устанавливают пропорционально частотам равномерно-темперированной шкалы, увеличивая от 1,5 до 2,75 биений/с от «ми» большой октавы до «си» первой октавы и пропорционально линейной шкале частот от «си» первой октавы к верхним частотам, в соответствии с равенством AJ — 0,003 f.

Источник

Оцените статью