Почему студенты не работают по своей специальности

60% выпускников вузов не работают по профессии. Почему так происходит?

Informburo.kz решил разобраться, насколько осознанно абитуриенты выбирают будущую профессию.

Выпускники школ поступают в вузы, получают специальность по одной сфере деятельности, но потом трудятся совсем в другой. Почему это происходит? Отчасти причиной может быть недостаточная осведомлённость молодых людей о профессии, которую они хотят получить.

Informburo.kz выяснил, как в казахстанских школах детям помогают определиться с будущей работой, и почему в итоге часть из них всё же ошибается в выборе.

Почему выпускники вузов не работают по специальности?

Жителю Нур-Султана Рустаму Карымсакову 30 лет. Он учился на эколога, потом на юриста, но в итоге работает проектным менеджером в отделе маркетинга корпорации «Казахсельмаш».

«Учился на эколога в Кокшетауском университете имени Касымова. На тот момент выбор зависел от финансовых возможностей по оплате обучения. Стоимость выбранной специальности была недорогой. После этого получил второе высшее в юридической академии «Фемида» в Кокшетау по специальности «юрист», – рассказывает Рустам Карымсаков.

Читайте также:  Если сломалось крепление дужки очков

По его словам, в школе никто не помогал с выбором будущей профессии, но была мечта детства – стать сотрудником правоохранительных органов. Чтобы попасть в полицию, Карымсаков и пошёл учиться на юриста.

«Не получилось (устроиться в правоохранительные органы. – Авт.). Сейчас работаю проектным менеджером. Это должность больше финансового и экономического характера», – говорит мужчина.

Другая жительница Нур-Султана Жанна Мадиярова (имя изменено по её просьбе) ещё со школы хотела помогать людям, ради этого мечтала попасть на госслужбу.

«После вуза я устроилась на работу в столичный ЦОН. Проработала там 4 года и поняла, что выбрала совсем не ту специальность. Зарплаты низкие, возможности в карьере минимальны, ещё и постоянные переработки», – говорит Жанна Мадиярова.

Сейчас девушке 34 года, она работает администратором в одном из столичных пабов.

«Получаю зарплату в два раза больше, чем в ЦОНе. И я думаю, что тут я более защищена в плане трудовых взаимоотношений», – добавила спикер.

Интернет, постоянный доступ к которому имеет 77% населения (данные на 2017 год), казалось бы, должен помочь быстро сориентироваться в профессии, но и тут людям сложно выбрать профессию на всю жизнь.

Informburo.kz узнал у нынешних выпускников школ, насколько они готовы к выбору специальности.

Ученики 11-х классов сообщили нам, что выбирают те профессии, по которым уже работают их знакомые или родственники. В этом случае влияние оказывает наглядный пример успеха, возникает модель поведения, на которую ориентируются подростки.

Некоторые из абитуриентов признались, что при выборе специальности учитывают возможность получения государственного гранта. Для них главным является обладание дипломом. Эта категория завтрашних студентов также руководствуется финансовыми возможностями семьи (на случай неудачи с получением гранта).

Сколько молодых специалистов не могут найти работу по профессии?

Около 60% выпускников вузов не могут устроиться на работу по специальности. Такие данные по итогам 2018 года приводили аналитики Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В НПП заявили, что зачастую бизнесмены недовольны качеством подготовки кадров в казахстанских вузах.

«Каждый раз, когда мы встречаемся с бизнесом на нашей площадке или на другой, или на площадке государственных органов, всегда в первую очередь обсуждается кадровый потенциал. Есть вопросы:

  • насколько подготовлены выпускники;
  • насколько их навыки соответствуют действительности;
  • умеют ли работать на современном оборудовании», – говорит заместитель директора департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Азамат Бейсенбенов.

В декабре того же 2018 года палата обнародовала результаты исследования образовательных программ. Выяснилось, что около 35% выпускников работают не по специальности, и еще 40% не смогли трудоустроиться в течение года после выпуска.

«Трудоустройство выпускников разных специальностей на уровне ниже 50% имеют 68 вузов. Средний процент трудоустройства по 92 специальностям – 67,4%, минимальный уровень зафиксирован по специальности «Таможенное дело» – 41%. Исследование показало отсутствие возможности у большинства студентов выбрать дисциплины и педагогов, как это должно быть при Болонской системе», – сказал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев на пресс-конференции в СЦК.

В Центре развития трудовых ресурсов (подведомственная организация Министерства труда и социальной защиты населения РК. – Авт.) пришли к более оптимистичным выводам. Проанализировав рынок труда в 2018 году, там заключили, что 70% выпускников работают по специальности. Ещё пять лет назад этот показатель не доходил и до 50%.

«Невостребованность выпускников по правовым специальностям, это:

  • юристы:
  • правоохранители;
  • адвокаты и судьи.

Эксперты связывают это с их переизбытком на рынке труда. Выбирая для себя будущую профессию, абитуриенты, как правило, не задумываются, легко ли будет потом найти работу ввиду огромной конкуренции. Столкнувшись с ней, они идут трудиться в сферы, далёкие от тех наук, которым посвятили как минимум четыре года обучения», – говорил вице-президент Центра трудовых ресурсов Тахир Аслялиев.

Насколько выбор подростка является осознанным?

Преподаватели школ говорят, что сейчас одни дети уже в старших классах самостоятельно определяются с выбором будущей профессии, другим в этом помогают близкие.

По словам учителя русского языка и литературы школы №155 в Алматы Айжан Момбаевой, большинство учеников 9-11 классов этого учебного заведения знают, на кого они хотят выучиться.

«В третьей и четвёртой четвертях в 9-11 классах мы уже работаем над профессиональной ориентацией учеников. Приезжают представители колледжей и вузов, раздают буклеты, рассказывают о специальностях. В девятых классах мы выделяем целые классные часы для этого. Иногда выезжаем вместе с учениками на дни открытых дверей», – рассказывает Айжан Момбаева.

Осознанно будущую профессию современные абитуриенты выбирают крайне редко, уверена заведующий кафедрой политологии Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва Елена Нечаева.

«По моим наблюдениям, один из 100 выбирает осознанно. Учитывает, сможет ли он адаптироваться, способен ли получить необходимую квалификацию, представляет ли, чем конкретно будет заниматься в своей профессии.

Чаще всего в основе выбора идеализированные представления о том, что если он закончит «Финансы», то будет банкиром, а если «Юриспруденцию», то прокурором. Стереотипы восприятия, давление со стороны родителей, которые хотят видеть своих детей людьми с высшим образованием, приводят к тому, что абитуриент готов обучаться преимущественно престижным профессиям, которые высоко оцениваются общественным мнением», – говорит Елена Нечаева.

Она также добавила, что именно неосознанный выбор будущей профессии становится причиной разочарования уже во время обучения в вузе. Иногда это приводит к тому, что студенты кардинально меняют свои планы.

«Например, к нам на политологию переводились студенты с информатики, биотехнологии и даже с физкультуры», – добавила Елена Нечаева.

Около 5-10% студентов меняют специальность, а иногда и вуз уже в первый год обучения, сказала преподаватель кафедры информационных технологий Казахского университета технологии и бизнеса Арай Тлеубаева.

«О выборе специальности абитуриенты думают в течение последнего учебного года в школе и уже осознанно выбирают для себя профессию по желанию. Но не всегда абитуриент может поступить туда, куда он хочет. К примеру, чтобы учиться по гранту, будущему студенту приходится поступать совсем не на ту специальность, которую он выбрал», – считает Арай Тлеубаева.

Профессию лучше выбирать, будучи студентом – эксперт

Политолог Жаксылык Сабитов уверен, что определяться с будущей профессией должны не школьники, а студенты первых и вторых курсов. Он говорит, что в этом отношении стоило бы приблизить казахстанскую модель высшего образования к американской.

«Во-первых, там поступают не на специальность, а на направление. И уже после второго курса студенты, когда они уже более или менее разбираются в специальностях и на рынке труда, выбирают себе специализацию, ориентируясь уже на свои конкурентные преимущества, а также на четкие цели и задачи.

Во-вторых, у нас в университетах очень низкие заработные платы, средняя заработная плата преподавателей в вузах в Казахстане в среднем в три раза меньше средней заработной платы по стране. Поэтому преподают у нас в основном там люди, которые не являются лидерами в своих отраслях, либо фанаты науки, влюблённые в свое дело», – пояснил политолог.

Нынешнее положение дел, по его мнению, не позволяет подготовить квалифицированных, нужных на современном рынке специалистов.

«Необходимо в Казахстане на порядок увеличить заработные платы преподавателям, чтобы туда шли работать именно лидеры в своих сферах», – считает Жаксылык Сабитов.

Сабитов говорит, что текущая система высшего образования в Казахстане слабо отражает нужды рынка труда. А как минимум половина вузов Казахстана – это «фабрики дипломов», которые дают просто дипломы, а не нормальные знания, заявил Сабитов.

В этих «фабриках», по его словам, слабый профессорско-преподавательский состав, и ситуация с образованием не изменится, если не закрыть такие вузы.

Источник

Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины

В статье мы привели статистику HeadHunter и Росстата с количеством работающих по профессии в 2021 году. Расскажем, нужно ли трудиться по специальности после получения высшего образования и как можно быстро переучиться.

Статистика людей, работающих по специальности

Сайт для поиска работы, HeadHunter, провел опрос более 5,5 тысяч соискателей, чтобы определить процент работающих по специальности после получения высшего образования. Статистика следующая:

  • Примерно 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в ВУЗе, большая часть из них – это представители сферы продаж, туризма, услуг, а также административный персонал. Более трети из них не пытались трудоустроиться по профессии.
  • Около 20% кандидатов некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль, преимущественно в производство и транспортную сферу.
  • Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую отрасль.

В прошлом году Росстат провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности – более 30%. Многие из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии – это врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители тех сфер, в которых есть строгие требования к образованию.

Почему выпускники не хотят работать по специальности

Распространенные причины, по которым выпускники ВУЗов не работают по специальности:

  1. Профессия устарела или перестала быть востребованной.
  2. Низкий уровень доходов в выбранной отрасли.
  3. Отсутствие карьерных перспектив.
  4. Мало подходящих вакансий.
  5. Выбор учебного заведения – желание родителей.
  6. Факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место.
  7. Плохое качество образования, большая часть полученных знаний не используется на практике.
  8. Захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.
  9. Работу пришлось сменить после декрета.
  10. Появилась необходимость перейти на фриланс.
  11. Хобби стало новой профессией.

Причина, по которой хочется сменить работу или освоить новую специальность, может быть любой. Благодаря современному онлайн-образованию это легко реализовать. В онлайн-школах учат самым перспективным и востребованным направлениям: IT, дизайн, интернет-маркетинг, аналитика данных и т. д. За несколько месяцев можно стать профессионалом в новой сфере. Основные плюсы онлайн-курсов:

  • Большой выбор учебных программ – можно учиться с нуля или повышать квалификацию, пройти экспресс-курсы или программу проф. переподготовки за 1-2 года.
  • Удобный график. Вы можете смотреть онлайн-вебинары или видеоуроки в записи и заниматься только в свободное время, например, после работы или по выходным.
  • На курсах есть не только теория, но и практика. За время обучения вы сделаете несколько проектов для портфолио, получите по ним персональные комментарии от преподавателей.
  • В онлайн-школах преподают специалисты-практики (опытные программисты, маркетологи, дизайнеры и пр.). Они расскажут о трендах и современных инструментах, дадут советы и лайфхаки.
  • После обучения у вас будет документ – свидетельство, сертификат или даже диплом гос. образца, если школа работает по лицензии.

Переходите в наш раздел профессионального образования, там можно выбрать дистанционные курсы по любой профессии! Настройте под себя фильтр и выбирайте только то, что интересно вам.

В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят

Как мы уже кратко упомянули, есть сферы, представители которых работают по специальности сразу после ВУЗа:

  • Медицина. Обучение в медицинском ВУЗе – это долгий и сложный процесс, поэтому туда поступают целенаправленно. Обычно к поступлению начинают готовиться за 2-3 года до окончания школы, поэтому тех, кто попал в медицину «случайно», крайне мало. Кроме того, в этой отрасли может быть высокий доход. К примеру, опытный хирург или стоматолог всегда будет востребован.
  • Образование. Учителями и воспитателями обычно также становятся по призванию. Не у всех представителей данной профессии высокий заработок, но педагог может подрабатывать после школьных занятий: давать индивидуальные уроки или работать в частных школах и развивающих центрах по вечерам.
  • Деятели культуры и искусства. Актеры, музыканты, художники редко уходят из профессии, особенно после получения высшего образования. Большинство творческих личностей не хотят или не могут работать в других отраслях, например, административным персоналом, в продажах, на производстве и т. д.

Теперь расскажем о том, представители каких профессий чаще всего не работают по специальности:

  • Гуманитарии – культурология, социология, филология, исторический факультет и т. д. В данных сферах на сегодняшний день мало спроса и карьерных перспектив.
  • Менеджмент – чтобы получить профессию «Менеджер», нужно учиться в ВУЗе 4-5 лет. Но те знания, которые дают в университете, почти не используются в работе. Поэтому студенты-менеджеры сталкиваются с проблемами при трудоустройстве.
  • Экономисты, бухгалтеры, маркетологи – данные специальности слишком общие. Чтобы сегодня работать, допустим, маркетологом, нужно знать не только инструменты офлайн-маркетинга (которым и обучают в ВУЗе), но и диджитал-продвижения.

Основная причина, почему люди не работают по специальности – это низкие доходы и невостребованность профессии. Даже в такой отрасли, как IT, выпускникам бывает сложно найти работу: академические знания, полученные в ВУЗах, часто не применяются в разработке. Лучший выход в данной ситуации – повышать свой уровень квалификации с помощью курсов.

Онлайн-школы следят за трендами во всех сферах, вы получите только актуальные знания, которые точно пригодятся в работе. После курсов обычно помогают с трудоустройством, например, предлагают вакансии партнеров.

Нужно ли работать по профессии после получения диплома

Есть только одна ситуация, при которой выпускник должен работать по профессии после получения диплома – целевой контракт. Некоторые крупные предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, поэтому готовы оплачивать обучение будущим сотрудникам.

В этом случае абитуриент заключает договор с компанией, которая платит за 5 лет учебы в ВУЗе. После окончания выпускник обязательно должен отработать на предприятии определенный срок, который указан в контракте (от 3 до 10 лет). Во всех остальных случаях вы сами решаете, нужно ли вам работать в данной отрасли или лучше сменить профессию.

Что делать, если не хочется работать по специальности

Если вам не хочется работать по специальности, то можно освоить новую профессию и делать то, что не только хорошо получается, но и высоко оплачивается. Например, онлайн-курсы по интернет-маркетингу или дизайну можно пройти за 5-6 месяцев, а за 1-1,5 года стать программистом или аналитиком данных. Но только новичком, а дальше уже устраиваться на работу и нарабатывать навыки + дополнительно обучаться, повышая квалификацию.

Онлайн-образование удобно совмещать с основной работой. На многих курсах учебная программа составлена таким образом, чтобы вы смогли брать первые простые заказы на фрилансе еще во время обучения – так вы сможете частично окупить свои расходы.

Выбирайте онлайн-курсы только от проверенных онлайн-школ и специалистов! А сделать это можно только на УчисьОнлайн.ру;)

Источник

Оцените статью