Утверждение кто не работает тот не ест спорно с этической точки зрения потому что

Живое Предание

Смысл выражения «кто не работает, тот не ест»

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии», смотрите или читайте:

Многие наверное думают, что выражение «кто не работает, тот не ест» принадлежит перу В. И. Ленина, поскольку оно встречается в его произведениях. Оно буквально употреблено в советской конституции, без упоминания апостола Павла. Оно стало главным принципом социализма: «от каждого по способности, каждому по труду».

Это выражение имеет длинную, двухтысячелетнюю историю. На протяжении этой истории оно приобретало множество оттенков и толкований, в частности то, к которому мы более всего привыкли. Но до этого оно, например, встречается в воззваниях Джона Смита, и вообще всякий раз, когда возникают люди, которые строят какие-то утопии, потому что коммунизм – это тоже утопия.

Один из самых ярких примеров — мюнстерская анабаптистская коммуна 1535 г. Анабаптисты попытались построить теократическое царство, утопический социализм или мессианский коммунизм. Один из предводителей этого движения, Иоанн Лейденский, себя называл «Божией милостью царь Нового Израиля».

Очень часто это приводит, как и с коммунистами, к каким-то искажениям. Например, Иоанн ввел многоженство, сам жил роскошно. Город под его правлением превратился в арену бесчисленных религиозно-фанатических выходок. Это было абсолютное безумие. Нравы были настолько разнузданными, что католическому архиепископу пришлось нанять армию, чтобы уничтожить практически всех жителей этого города, чтобы пресечь эту вакханалию. Это пример того, что за словами «кто не работает, тот не ест» иногда стоят совершенно радикальные, утопические, невероятные проекты.

Но вернемся к апостолу Павлу. В контексте Второго послания к Фессалоникийцам мы видим в разбираемом выражении реакцию на тех, кто злоупотребляет помощью других людей. Мы знаем, что сам апостол Павел зарабатывал себе на жизнь трудом своих рук, и при этом помогал нуждающимся, людям более слабым.

Разумеется, этот запрет не распространяется на тех, кто не может найти работу, или просто находится в затруднительном положении.

Относятся ли эти слова к людям ленивым, как говорили в Советском Союзе, к тунеядцам? Это остается вопросом. Но в Фессалоникийской общине, которая была основана в 50-х годах апостолом Павлом, вероятно, была эта проблема. Он не раз увещевает фессалоникийцев трудиться. Например в Первом послании он говорит: «братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум». Что же там могло произойти?

Иногда и в наше время встречаются такие люди: под предлогом эсхатологических предчувствий о том, что наступают последние времена, люди перестают работать, потому что зачем трудиться, зарабатывать себе на жизнь, если Христос уже на пороге, если Царство Божие будет завтра?

Фессалоникийцы при этом пользовались различными слухами, кто-то видел откровение и передавал своим собратьям, кто-то передавал ложные послания апостола Павла, что «день Господень уже наступил», и поэтому, мол, зачем работать. Одни не хотят трудиться, другие хотят при этом предаваться всяким страстям, потому что завтрашнего дня все равно не будет. Именно поэтому апостол Павел их увещевает вернуться к нормальной жизни: христианин не от мира сего, но он должен жить в мире, в частности он должен трудиться.

Еще одна любопытная деталь. Христиан в те времена называли назореями. Они жили в общинах, у них было все общее. Отклики этого мы находим в описании жизни иерусалимской общины в книге Деяний. Точно также жили кумранские ессеи, также жили ученики Иоанна Крестителя, сами апостолы.

Члены общины трудились на земле или зарабатывали своим ремеслом, но все было общим. Никто не должен был эксплуатировать труд своего собрата. Не было ни господ, ни рабов.

И это был не просто какой-то социальный проект как коммунизм. Это был знак Царства, потому что там где царствует Бог, там люди живут единой жизнью как семья. Все хотят служить истине Бога, именно это становится основанием их совместного труда.

На Востоке всегда присутствие нищих и обездоленных людей служит неким упреком к богатым и имеющим, потому что всегда это знак какой-то несправедливости. Задумывались ли вы когда-то о притче о Лазаре? Почему один умирает в нищете, а другой безумствует в своем богатстве? Поэтому нищим нужно помогать, а также тем, кто не находит себе работы, но при этом реальность такова, что все должны участвовать в общем благе и жить единой жизнью. В Библии помогать бездельнику, тунеядцу или пропойце очень часто квалифицируется как расточительство. Помощь состоит в том, чтобы человек, получивший твою помощь, смог бы помогать другим. В этом смысл библейского милосердия, благотворительности, социальной справедливости.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Кто не работает, тот не ест?

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Знаменитая фраза «кто не работает, то не ест», широко употреблялась в советское время, как в официальной литературе и политике, так и в народе. Ничего странного в этом нет: ведь она сама по себе обладала убедительностью и некоей моральной очевидностью. Это был один из нравственных ресурсов, которые использовал коммунистический строй и коммунистическая идеология. Например, так звучал второй принцип из тоже знаменитого Морального кодекса строителя коммунизма, включенного в Третью Программу КПСС (1961): «Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест».

А еще раньше этот афоризм даже вошел в текст первой советской (сталинской) конституции 1936 года. Вот какой была ее 12-я статья:

«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

Однако тут нужно сделать важное пояснение: этот принцип был позаимствован коммунистами и социалистами из Нового завета, из слов апостола Павла: «Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Или, в подлиннике: Εἴ τις οὐ θέλει ἐργάζεσθαι, μηδὲ ἐσθιέτω.

Во втором послании к христианской общине Фессалоник (сейчас это греческий город Салоники) апостол, в частности, увещевает христиан держаться в стороне от тех, кто поступает «бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас» (Фес 3:6). И он приводит в пример себя, что даже он, избранный Богом апостол, кормится трудом своих рук:

«Ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то предписывали вам: если кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 7:10).

Видимо, в фессалоникийской общине много было тех, кто, по словам апостола, не делал никакой работы, но много суетился. Их он и увещевает, чтобы они, «работая в тишине, ели хлеб свой» (2 Фес 3:12).

Казалось бы, сама по себе разница в смысле между фразой «если кто не хочет работать, тот пусть и не ест», и фразой «кто не работает, тот не ест» очень незначительна, что в принципе они имеют в виду одно и то же. Однако это не так. Неслучайно из коммунистического афоризма выпало слово «не хочет». И то, что подразумевается апостолом Павлом, все же сильно отличается от того, что хотел сказать в своей статье «О голоде» (1918) В. И. Ленин, где эта фраза и была в Советской России употреблена впервые, и оттуда введена в широкий оборот в советское время.

Это был май 1918 года, шла гражданская война. В Питере, Москве и неземледельческих губерниях свирепствовал голод. Особенно от него страдали городские жители. И Ленин, разбирая главный вопрос – вопрос о хлебе, говорит, что в то время как голодают рабочие, рядом мы видим разгул спекуляции хлебом, который устроили буржуазия и «нетрудовое крестьянство», кулаки. Он, по сути, задает в статье некую рамку координат, как коммунисты должны относиться к этой проблеме, что и в каких терминах по этому поводу думать и делать. Он утверждает, что происходит разрушение государственной монополии на торговлю хлебом «взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: “кто не работает, тот да не ест”. “Кто не работает, тот да не ест” – это понятно всякому трудящемуся. С этим согласны все рабочие, все беднейшие и даже средние крестьяне, все, кто видал в жизни нужду, все, кто жил когда-либо своим заработком… В этой простой, простейшей и очевиднейшей истине — основа социализма, неискоренимый источник его силы, неистребимый залог его окончательной победы».

Поэтому Ленин требует безусловной хлебной государственной монополии, полного запрета на торговлю хлебом частными лицами, а также самого строгого государственного учета и контроля в деле изъятия «излишков хлеба» у крестьян и его последующего распределения. Эту задачу он называет уже даже не революционной, а подлинно коммунистической, а ее решение – главным преддверием социализма.

И тут можно увидеть огромную разницу в евангельском подходе и ленинском. У коммунистов фраза апостола Павла стала обезличенным, категоричным требованием, которое не берет во внимание внутреннее расположение человека, хочет он работать или нет, и даже, парадоксальным образом, работает он или нет. Это за меня будет решать другой – государственный чиновник и государственное законодательство. Дело в том, что теперь само государство, превратившееся в единственного работодателя, определяет, кого можно считать работающим человеком, а кого — нет, что является общественно полезным, а что таковым не является. То есть, лишь тот, кого государство утвердит в качестве трудовой единицы в своих штатах, тот и будет получать от него зарплату и, следовательно, есть.

У такого положения дел, кстати, есть и тот плюс, что человек гарантирован от безработицы: государство всегда готово предоставить ему работу, но – лишь согласно своему расписанию штатов и по своему усмотрению. И если ты не вписываешься в эти рамки, если ты слишком свободен, тогда тебя могут привлечь по статье за тунеядство.

Вспомните легендарную цитату из снятого в 1965 году фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать?» Помимо ее искрометного юмора, она тогда была еще и общественно актуальна. Дело в том, что в 1961 году был принят указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». В УК РСФСР была введена 209-я статья за «тунеядство», и одной из ее первых жертв стал, например, поэт Иосиф Бродский, который не состоял в государственном Союзе писателей и, следовательно, не мог считаться поэтом. С 1961 года те, кто не работал в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности. Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей. Эта статья просуществовала в СССР 30 лет вплоть до ее отмены в апреле 1991 года.

Возвращаясь к апостолу Павлу – его слова «кто не хочет работать, да не ест», апеллируют больше к внутреннему состоянию человека. Естественно, они и не отрицают частной собственности и частной инициативы. Их невозможно использовать в качестве дубины для расправы с теми, кто выходит за рамки, определенные всемогущей государственной властью. Они призывают человека, работая в тишине или со спокойствием, есть свой хлеб. Тут труд, дело рук твоих – средство поддержания своей жизни, когда ты не хочешь паразитировать на других и жить за их счет. Так что ленинское «кто не работает, тот не ест» является на деле еще одним примером извращенного восприятия евангельских ценностей, которое отчасти характерно для коммунизма и марксизма.

О фразе «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» апостола Павла и его проповеди о Втором пришествии — в статье Романа Маханькова.

Все статьи рубрики «Толковый словарь» можно посмотреть здесь.

Источник

«Кто не работает, тот …»

«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

(Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла 3:10)

Все, конечно, слышали это выражение, превратившееся в поговорку; а, благодаря реплике из бессмертной комедии Леонида Гайдая, оно приобрело еще бо́льшую популярность.

Однако, как выясняется, не все знают, немногие помнят, только некоторые могут рассказать, откуда появилось это выражение и что оно под собой подразумевает.

Итак, в переводе на современный русский язык это выражение звучит так: « Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. В этом стихе апостол Павел обращается к жителям Фессалоник, подчеркивая необходимость без лености служить близким во всех нуждах, заниматься своим делом честно, чтобы в течение жизни своей обеспечивать и самих себя, и нуждающихся.

В книге Притчей также есть хороший отрывок на эту тему: « Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна» (Притч. 6:6-8). Комментируя его, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не хочешь, понять из Писания, что трудиться – доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей, научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья; это животное хоть и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви и к чистоте, и к труду, и к ближним.»

Святитель Феофан Затворник вспоминает здесь и Ветхий Завет, говоря «Труд – общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19). Под условием пота и хлеб дается ему вкушать. Итак, труд, телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого».

Кроме того, апостол Павел учил жителей Фессалоник тому, что сам заповедовал, «чтобы потом никому не повадно было это истолковывать как проявление воли, а не как проявление любви» — поясняет нам блаженный Августин. Ведь ему, как апостолу, проповеднику Евангелия, воину Христову, насадителю винограда, пастырю стада, Господь определил жить от благовествования, и, тем не менее, он сам не взыскивал положенное ему содержание, чтобы подавать пример тем, кто стремился требовать себе неположенное.

Завершить это «филологическое» исследование хочется словами из Евангелия от Иоанна: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин. 5:39) Стараясь следовать этому совету Апостола Иоанна Богослова, мы для себя можем открыть и другие интересные факты, свидетельствующие о связи текстов Священного Писания с употребляемыми сегодня выражениями; правда, не всегда, в настоящее время, они употребляются в том же смысле, который был в них заложен 2 тысячи лет назад.

Источник

Читайте также:  Ресивер не работает от сети
Оцените статью